Лучшие курорты

для отдыха

Интересные и исторические памятники Санкт-Петербурга

Описание интересных памятников Санкт-Петербурга, где находятся, памятники Чижику, Фонарщику, Крылову, Суворову, Александру Невскому на карте город

Краше Санкт-Петербурга нет в России ни одного города. И хотя каменное лицо его часто кажется мрачноватым, всё равно он прекрасен, этот самый европейский из русских городов. Петербург располагается на берегу Финского залива, на берегу Балтики – принцессы северных морей.

Санкт-Петербург постоянно меняет своё настроение. Поэтому говорят, что в Питере каждый день три погоды. Здесь то моросит хмурый дождь, то смеётся яркое солнышко, а то дует страстный ветер.

Все мистики России знают, что этот город – одно из мест благотворной силы. Где искать помощи:

  • У коленей Петра Первого близ Петропавловского собора – к нему ходят все, кто хочет забеременеть или выйти замуж.
  • У Чижика-Пыжика на Фонтанке – бросьте монетку, чтобы исполнилось любое желание.
  • На Поцелуевом мосту – если ищете любовь.
  • На стрелке Васильевского острова, если вам нужны хотя бы призрачные шансы в безнадёжном деле.
  • У идолов во дворе кунсткамеры попросите здоровья – они исцеляют даже безнадёжно больных.
  • У ног атлантов Нового Эрмитажа (вы увидите, один из пальцев атланта даже блестит) загадайте что-нибудь великое. А если хотите счастья, погладьте полосатого кота из Эрмитажа – любого. Они все волшебные.

Кстати, об Эрмитаже. Кто-то подсчитал: чтобы осмотреть только один Эрмитаж, каждую его экспозицию, нужно лет семь, не меньше.

Памятник Александру Невскому

Памятник небесному покровителю города на Неве — князю Александру Невскому – располагается в центре одноимённой площади, рядом со входом в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Он был установлен здесь в 2002 году, в День Победы (9 мая) состоялось торжественное его открытие.

Автором идеи и самого произведения был Валентин Козенюк, профессор Петербургской художественно-промышленной академии, скульптор. Сооружение памятника стало делом всей его жизни. Валентин Григорьевич с детских лет пытался изображать любимого героя в рисунках, а затем в гипсе и бронзе. Князь представлялся ему то русским богатырём, то средневековым рыцарем.

Совершенство было достигнуто после обращения к иконописным традициям. Значительное влияние на скульптора оказали беседы с петербургскими митрополитами Иоанном и Владимиром. Кроткие, светлые лики святых воинов на иконах изображали не агрессию, а крепость веры и духа. Именно таким и стал Александр Невский в исполнении Валентина Козенюка.

Работу над памятником Козенюк начал в далёком 1967 году, в 1990-е годы проект скульптора дважды побеждал в конкурсах на лучший проект памятника Александру Невскому, но случилось так, что болезнь не дала Валентину Григорьевичу дожить до установки памятника на площади. Он скончался в 1997 году. Монумент дорабатывали супруга и ученики художника, выдерживая конкуренцию с проектами других авторов.

Как выглядит памятник
Композиция представляет собой конную скульптуру на постаменте, обращенную лицом к Невскому проспекту. Молодой князь выпрямился в седле, жестом правой руки останавливая посягательства врага на русскую землю. Левая рука сжимает копьё.

Первоначально оно было увенчано небольшим флажком Балтийской строительной компании, которая спонсировала сооружение монумента. На боку воина висит меч в ножнах, щит обращен назад. Шлем украшен изображением Архангела Михаила, предводителя ангельских сил.

Постамент из розового гранита опоясан надписью: «Святый благоверный княже Александре, храни град Святаго Петра! В 300-летие города», и включает два барельефа. Один изображает перенесение мощей Св. Александра Петром I в только что построенную Лавру, другой — битву Великого князя с ярлом Биргером, предводителем шведских войск, о которой у шведа на лице осталась память в виде шрама от копья Александра.

На передней части пьедестала высечен православный крест. Вперед выступает каменный папирус с гербом Александра Невского и надписью-посвящением.

Городские архитекторы предлагали развернуть памятник лицом к Лавре, но создатели отстояли нынешнее его положение. Оно символизирует готовность русских людей при необходимости встать на защиту святыни под стягом народного героя.

Памятник фонарщику на Одесской улице Санкт-Петербурга

Памятник фонарщику находится неподалёку от Смольного собора и Правительства Ленинградской области — на Одесской улице Санкт-Петербурга, возле дома №1.

История создания памятника уходит своими корнями в петровские времена. В декабре 1706 года фонарщик по указу императора Петра Первого зажег на улицах города первые масляные фонари, и Петербург стал первым в России городом где появилось уличное освещение.

Спустя 150 лет в городе зажглись уже электрические фонари, лампы которых изобрёл электрик Александр Лодыгин, и профессия фонарщика стала не актуальной. Напоминанием об этой профессии и служит памятник, который установлен в 1998 году возле дома, в котором находилась мастерская Лодыгина.

Бронзовый фонарщик, одной рукой опёршись на свою рабочую лестницу сидит, и с грустью смотрит на новые электрические фонари, придерживая другой рукой бутыль с маслом. На его ногах одеты сапоги, а на плечах кафтан, который впитывает капли масла и защищает от ненастной погоды.

Есть такое поверье, что если потереть нос фонарщика, то исполнится самое сокровенное желание, а если потереть сапоги, то повысится финансовое благосостояние. Причём если вы потрёте левый сапог, то это приведёт к увеличению «левых» доходов, а если правый сапог — к увеличению официальной заработной платы.

Рядом с памятником фонарщику установлено несколько различных по виду фонарей, однако они не зажигаются и местность не освещают, а служат лишь напоминанием о том, какие осветительные приборы применялись раньше на улицах Петербурга.

Памятник баснописцу Крылову в Летнем Саду

Памятники писателям и общественным деятелям нынче не редкость. Но в XIX веке такой чести удостаивались лишь императоры, а парки украшали скульптуры античных божеств. В 1855 году, нарушая традиции, жители Санкт-Петербурга поставили памятник простому человеку и великому поэту — Ивану Крылову. И император Николай I не был против.

Ко времени своей кончины Крылов уже был известен всему Петербургу, дети пересказывали его басни наизусть. Ограничиться скульптурой на могиле город не мог, и Академия Художеств объявила конкурс на лучшую композицию из бронзы, которая выражала бы любовь горожан к творчеству Крылова.

Победил проект петербургского скульптора П. Клодта, который тогда был уже известен нестандартным подходом к художественным канонам. Средства на работы собирались всенародно.

Пётр Клодт сам выбрал место для памятника — Летний сад. Его современники еще могли помнить фонтанно-скульптурный комплекс, украшавший до 1771 года одну из аллей — легендарного Эзопа и героев его басен. Памятник Крылову, переписавшему на русский лад многие эзоповские притчи, стал бы лучшей заменой погибшей в наводнении композиции.

Кроме того, Летний сад был традиционным местом прогулок с детьми — преданными почитателями поучительных историй «дедушки Крылова» о животных, напоминающих людей.

Внешний вид памятника

На конкурс Клодт подал два эскиза на одном листе: Крылов в виде греческого бога в тоге с лирой в руках и Крылов в простом сюртуке, листающий книгу. Второй вариант вызвал неоднозначную оценку, но всё же победил. Петербуржцы были рады увидеть знакомые черты поэта, словно живого, отдыхающего с ними в Летнем саду.

Скульптура была отлита Клодтом собственноручно и целиком, что показывало его профессионализм как литейщика. Лицо Крылова задумчиво и немного утомлено, взгляд скользит поверх книги. Хочется прикоснуться к расстёгнутой пуговице, небрежно лежащему воротнику и складкам сюртука: точно ли это бронза?

Но дольше всего внимание задерживается на богато оформленном постаменте с нагромождением животных и музыкальных инструментов среди изящно выполненной листвы. Это легко узнаваемые иллюстрации тридцати шести из почти двухсот басен Крылова.

Животные были страстью скульптора: Клодт часами изучал их внешность, повадки, анатомию в каждой позе. Ни один из изображённых на пьедестале зверей не был плодом воображения, у каждого был реальный, живой прототип.

К счастью шестерых детей мастера в доме поселилась разная живность: прирученные медведь и волк, кошки, обезьянка, журавль, гусь, мыши и лягушки. Соседи приводили других натурщиков — козу, орла, свинью. К слону и льву Клодт ходил сам в придворный зоопарк. Художник, в противовес баснописцу, не стремился придать своим героям человеческие черты.

Вот волк скалит зубы, готовый броситься на курчавую овечку. Козёл внимательно рассматривает зрителей, а изящно выполненные мышки застыли в готовности разбежаться. Тогда эта не соответствующая монументальному искусству реалистичность стала поводом для критики, но сейчас любой скульптор-анималист снимает шляпу перед творением Клодта.

Среди животных размещены барельефы сцен из басен «Демьянова уха» и «Фортуна и Нищий». Под маской сатира — табличка с простой надписью: «Крылову. 1855». Работа над памятником продлилась около шести лет.

В конце XIX века памятник был обнесён чугунной оградой. В годы блокады ленинградцы тщательно укрыли шедевр деревянными щитами, но он всё же получил ранение осколком снаряда. Как и раньше, вокруг дедушки Крылова собираются дети. Часто можно наблюдать молодого человека, играющего на ксилофоне. Это не случайно: Иван Андреевич любил простые музыкальные инструменты и сам неплохо играл.

Памятник Суворову в Санкт-Петербурге

Недалеко от Летнего сада, на берегу Большой Невы расположена Суворовская площадь. Стиснутая автомагистралями, она сужается и перетекает в Троицкий мост. Посреди неё, лицом к Неве возвышается фигура в античных доспехах с поднятым во взмахе мечом. Это первый памятник Александру Суворову, изготовленный еще при его жизни. И один из самых интересных монументов Петербурга.

Победа русских войск под предводительством Суворова в Северной Италии в 1799 году настолько впечатлила Павла I, что он повелел создать памятник полководцу, снискавшему славу «бога войны». Производство было доверено русскому скульптору Михаилу Козловскому, академику, известному изяществом выполнения античных образов.

Его мраморные работы уже украшали фонтаны Петергофа и Царское Село. Реальных людей Козловский изображал в виде античных героев, создавая аллегорические образы. Царский заказ в честь италийской победы был одной из последних его работ.

Внешний вид памятника Суворову

Суворова, не отличавшегося монументальной внешностью, Козловский преобразовал в бога Марса, имеющего скорее вид миротворца, чем воителя. Идеальная, мужественная фигура застыла в победном порыве, угрожая нанести удар посмевшему вновь подняться врагу. Благородные черты лица спокойны: Марс не хочет войны, но упускать завоёванное не намерен.

Щит с изображением двуглавого орла в левой руке бога прикрывает трёхгранный жертвенник. Два херувима, изображенных в западной традиции в виде младенцев, украшают его верхнюю часть. На жертвеннике возлежат короны Неаполя и Сардинии — королевств, восстановленных после победы над революционной Францией.

Там же находится папская тиара — символ владычества католической Церкви, которое было сохранено для Рима в результате суворовских побед. Под жертвенником распустились лилии, представляющие итальянские народы, избавленные от чумы революции.

На трёх гранях изображены аллегорические образы христианских добродетелей — веры, надежды и любви. Надежда держит в руке якорь — один из древних христианских символов, получивших распространение на Западе. Любовь обнимает детей, а Вера опирается на копьё.

Миролюбивые христианские образы соседствуют с честолюбивыми античными: на пьедестале расположились два гения Славы. От кротких ангелов их отличает полуобнаженные тела под небрежно наброшенными гиматиями.

В руках гениев — пальмовая и лавровая ветви, символы мира и силы. Ветви осеняют памятную надпись с титулами Суворова: князь Италийский (в честь итальянских побед) и граф Рымникский (Рымник — река в Румынии, где были разгромлены турецкие войска незадолго до Итальянского похода).

Все барельефы были изготовлены сотрудниками Козловского, русскими художниками Дунаевым и Гордеевым. В других работах также принимали участие исключительно русские мастера.

Исторические факты

До открытия памятника ни Суворову, ни Козловскому, ни самому императору Павлу I дожить не довелось.

Первоначально бронзовый Марс был установлен на Царицыном Лугу, получившем позже название Марсова поля. Затем, после нескольких предложений по его переносу, был выбран проект итальянского архитектора Росси. Специально для памятника он создал существующую сейчас Суворовскую площадь. Еще позже пришлось заменить пострадавший от морозов пьедестал.

Героическая фигура Суворова-Марса вдохновляла многие поколения петербуржцев. Во время блокады Ленинграда шедевр остался открытым для вражеского огня, но не получил ни одного повреждения. В числе памятников другим полководцам — Кутузову и Барклаю-де-Толли, Суворова намеренно не стали скрывать в подвалах или камуфлировать.

Отправляясь на фронт, войска проходили по Суворовской площади, где непобедимый граф Италийский благословлял их на подвиг.

В 2013 году памятник был реставрирован: восстановлена позолота и литеры исторической надписи. В 2018 году монументу исполнилось 217 лет.

Чижик Пыжик в Санкт-Петербурге

Переходя по Пантелеймоновскому мосту от ул. Пестеля к Михайловскому замку, можно часто наблюдать собравшихся на набережной Фонтанки туристов. Перегибаясь через гранитную ограду, они рассматривают приютившуюся на маленьком постаменте в паре метров от воды бронзовую птичку.

Это одна из самых известных городских скульптур Санкт-Петербурга — Чижик-Пыжик. Большой популярностью при миниатюрных размерах (11 см) и весе всего в пять килограмм он словно бросает вызов величественным памятникам города.

История появления Чижика Пыжика на Фонтанке
Установить фигурку Чижика на Фонтанке предложил питерский писатель-юморист А. Битов. Скульптура олицетворяет известную песенку городского фольклора «Чижик -Пыжик, где ты был?». Существует много версий происхождения этой песенки.

Предполагают, что так называли студентов училища правоведения, открытого в середине XIX неподалёку от Фонтанки. Они носили пыжиковые (тюленьи) шапки и любили проводить время в питейных заведениях.

Другие исследователи относят появление стишка как минимум к пушкинским временам. Простая мелодия «Чижика» оказалась бессметрной, проникнув в классические произведения и кинематограф, а Фонтанка — самой известной из петербургских рек.

Установка веселого памятника

Установка памятника старинному городскому фольклору в виде бронзовой птички чижа была вполне оправдана. В 1994 г памятник был изготовлен Р. Габриадзе — грузинским художником и режиссёром, известным по работе над фильмами «Мимино» и «Кин-дза-дза». Его соавтором был В. Бухаев, архитектор и специалист по городским скульптурам.

Изначально предполагалось, что птичка будет «пить» воду из Фонтанки. Птицу желали видеть как символ экологически чистых рек Петербурга. Но из-за ледяного покрова реки памятник пришлось поднять над уровнем воды и поместить на постамент, прикреплённый к гранитной набережной.

Во время торжества по случаю установки над плавучей платформой, с которой работали скульпторы, пролетел вертолёт с большим крестом для строящегося храма. Горожане сочли это за счастливый знак. Чижик сразу полюбился и петербуржцам, и гостям города.

Мгновенно возникли традиции, такие же шуточные, как сам памятник. Молодожёны старались «чокнуться» с птичкой, опуская к ней рюмку, привязанную на веревке. Туристы бросали монеты, стараясь попасть на маленькую площадку постамента. Удержавшиеся там деньги сулили счастье и исполнение желаний.

Как украли Чижика

Несмотря на труднодоступность Чижика-Пыжика, жадные до цветного металла вандалы четыре раза воровали бронзовую фигурку. Усилиями милиции и сознательных граждан памятник удавалось найти. Но в апреле 2002 года оригинальный Чижик исчез окончательно.

К счастью, к этому времени работники Музея городской скульптуры успели сделать копию-эталон, которая хранилась в фондах. Состоятельный москвич, не назвавший своего имени, пожелал вернуть Санкт-Петербургу полюбившийся персонаж и заплатил около пятидесяти тысяч рублей на отливку нового Чижика.

В честь возвращения памятника жители набережной Фонтанки устроили импровизированный митинг. Под лозунг «Чижик жил, Чижик жив, Чижик будет жить!» в небо запускали связки воздушных шаров. Автор скульптуры Резо Габриадзе прислал горожанам поздравление из Тбилиси, а городской поэт прочел оду, посвященную возвращению Чижика.

Митингующие предлагали создать фонд на случай новых хищений достопримечательности, но городские архитекторы решили, что памятник должен быть уникальным. Если Чижика снова похитят, то любоваться на его копию можно будет только в экспозиции музея. На набережной установили наблюдение, а постамент крепко прикрутили к стене. С тех пор охота на пернатого персонажа прекратилась.

По примеру северной столицы на улицах других городов стали возникать бронзовые памятники разным литературным персонажам.
 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ


Что посмотреть в Сочи, достопримечательности, куда сходить

Достопримечательности Калининграда, что посмотреть туристам

Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова СПб

Православные святыни Санкт-Петербурга, церкви, храмы, соборы

Отдых в Карелии, куда поехать, что посмотреть, курорты, пляжи, гостиницы

Отдых в России, куда поехать зимой и в начале весны, лучшие места

Набережные Челны, достопримечательности, интересные места

Масштабы географии Байкала, реки, бухты и заливы

Животный и подводный мир Байкала

Заповедники и парки Байкала, описание, особенности, что посмотреть

Туризм на Байкале, виды активного отдыха

Достопримечательности Кронштадта, где находится, на карте

Дома и особняки известных людей в Санкт-Петербурге

Достопримечательности Петергофа, как добраться, на карте

Интересные и мистические дома и места Санкт-Петербурга

Где лучше отдохнуть в Сочи?

Старинные неразводные мосты Санкт-Петербурга, описание

Наверх