Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге


В Санкт-Петербурге жили многие великие личности, начиная от императоров и заканчивая учеными, творческими и просто интересными людьми. Многие здания сохранились и поныне.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Толстовский дом

В 1910 году граф М. П. Толстой поручил построить свой доходный дом знаменитому архитектору, лидеру петербургского модерна Федору Лидвалю на узком протяженном участке между улицей Рубинштейна и набережной Фонтанки. Так в Петербурге появился феномен (градостроительный, историко-культурный), известный под названием «Толстовский дом».

Что было построено

Дом-квартал, дворы и проезды которого образуют внутреннюю улицу, впечатляет масштабностью и необычностью планировки. Цепочка внутренних проездов соединяется тремя тройными гигантскими арками, достигающими высоты третьего этажа. Из-под каждой такой аркады просматриваются интересные виды, загадочные перспективы. Кажется, что за ними скрывается какой-то неизвестный город.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Вступив в это пространство можно прогуляться вдоль главной оси между Фонтанкой и Улицей Рубинштейна. Можно поблуждать по многочисленным внутренним дворам и дворикам, любуясь изысканным и строгим декором стен, литыми фонарями, очертаниями неба, замкнутого в двориках-колодцах.

Такое огромное сооружение неизбежно приобретает свою социальную структуру. Дом предназначался для людей самых разных сословий: здесь были предусмотрены как роскошные квартиры, так и довольно скромные жилища, выделенные отдельной планировкой.

Примечателен дом и с инженерно-строительной точки зрения, здесь были использованы все передовые для того времени технически новинки, создававшие комфортное жилье. Функционировали водопровод, электрическое освещение, лифты, была встроена прачечная.

Дом графа Толстого на карте Санкт-Петербурга

Кого помнят стены

Культурная аура дома очень насыщенна. С самого начала он заселялся и посещался представителями «серебряного века». Здесь жили Аркадий Аверченко, писатель, издатель известного журнала «Сатирикон», С.М. Алянский, владелец издательства «Алконост». А в гости к ним приходили все те, кто печатался в этих изданиях: Александр Блок, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Саша Черный и другие.

Григорий Распутин навещал своего приятеля, известного авантюриста М. Андроникова. А где Распутин, там жди всяческой чертовщины. Действительно, это место имеет свою мифологию, странные и загадочные явления здесь уже давно подмечают.

Впоследствии здесь были квартиры дирижера Мориса Янсонса, прима-балерины Ирины Колпаковой, Эдуарда Хиля, Аркадия Райкина, Евгения Рейна – поэта, близкого друга Иосифа Бродского. Притягивает Толстовский дом и современных деятелей культуры: здесь живут Елена Ваенга, художник Михаил Шемякин.

Необычное здание полюбилось и кинематографистам. Его феноменальные дворы и арки отчасти знакомы всем по фильмам «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса».

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Да, недаром дом считают одним из оригинальных культурных явлений Петербурга, городской легендой. По количеству посвященных ему публикаций он сравнялся с мировыми достопримечательностями города. Вышла в свет целая серия книг «Толстовский дом», одна из них получила престижную литературную премию.

Домик Петра I на Петровской набережной в Санкт-Петербурге

Старейшее здание города — домик Петра Первого расположилось по адресу — Петровская набережная д.6, на бывшем Берёзовом острове, среди знаменитых исторических объектов. Среди столетних деревьев путешественнику открывается одноэтажное строение из красного кирпича с зеленой крышей и широкими арочными окнами. Но это только «футляр», воздвигнутый для сохранности главного экспоната, который находится внутри.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Осматривая музейные сокровища, относящиеся к началу XVIII века, посетитель царского домика удивляется трудолюбию реставраторов и усердию многих поколений петербуржцев, сохранивших первое гражданское строение будущего города на Неве.

Резиденция Петра была построена за три дня из сосновых брёвен и, согласно пожеланию царя, расположилась перед строящейся на Заячем острове крепостью. Дом стоял на живописном мысе, который сейчас исчез из-за укрепления берегов Невы.

Любя всё европейское, Пётр распорядился стесать брёвна снаружи и расписать под кирпич в голландском стиле. Крышу покрыли выкрашенными в ярко-бирюзовый цвет дощечками, имитирующими черепицу. Окна составили из маленьких квадратных стёкол и снабдили красными ставнями. Общий вид домика напоминал жилища для рабочих, возводимые тогда в Нидерландах.

Внутренняя обстановка была скромной и строгой, как и сам обитатель. Строение размером всего 12 на 5,5 м включало маленькие сени, откуда можно было попасть направо — в кабинет, налево — в столовую. Миниатюрная спальня-чулан располагалась прямо и сообщалась со столовой. Стены и потолок были обиты белым холстом.

На дверных косяках заметен цветочный орнамент. Двери, снятые с пленённых шведских кораблей, были высотой 1, 8 м, отчего двухметровому царю приходилось нагибаться при входе. Высота потолков всего на 46 см превышала рост царственного хозяина «красных хоромцев», как называли тогда вновь построенную резиденцию.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Жители дореволюционного Петербурга любили пересказывать историю о том, как представившись кормчим, царь Пётр привёл к своему домику первое торговое судно из Нидерландов. Скромность жилища кормчего не позволила шкиперу сразу догадаться, что перед ним Император. Только после нескольких часов товарищеского общения приходившие с докладами капитаны раскрыли шутку царя.

Невские наводнения и сырой климат сильно вредили дому. После переселения Петра в Зимний дворец он долго стоял заброшенным. Только с 1723 г стали предприниматься попытки возвести вокруг первого строения города защитную галерею. Неоднократно перестроенная, она дошла до наших дней в том виде, какой приняла в 1844 г.

Примерно в это же время в одной из комнат была устроена часовня, где хранился принадлежащий Петру образ Спаса Нерукотворного. В ходе строительства был нарушен исторический облик хоромцев, который восстановили только при капитальной реставрации в послевоенные годы.

Роспись стен домика под кирпич осыпалась, оставив лишь местами заметные следы. Реставраторам удалось сохранить 40 % первоначальной древесины.

Домик Петра был первым музеем, открытым после блокады. Для маскировки от бомбёжек его полностью укрывали серыми досками. Сейчас музей хранит личные вещи Петра и множество экспонатов начала XVIII века. Среди них — посуда первого в России стекольного завода, стул, сделанный самим царём, и лодка для переправы через Неву.

Бронзовый бюст Петра Великого установили в конце XIX века. Интересным экспонатом является и сад, разбитый со стороны Невы. Некоторые деревья были посажены царственными особами. При этом использовалась специальная серебряная лопата, хранившаяся в домике до Октябрьской революции.

Домик Петра 1 на карте Санкт-Петербурга

Особняк балерины Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге

На углу Кронверского проспекта и ул. Куйбышева, затенённый зеленью Александровского парка стоит двухэтажный особняк — Государственный музей политической истории России. Само название учреждения оттеняет драматичную судьбу этого дома, пережившего великую роскошь и глубокое разорение. В начале XX века здесь жила звезда Императорского балета — Матильда Кшесинская.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Особняк был построен и обставлен с ее личным участием и нёс частицу её души. Всё изменилось с наступлением нового времени: знаменитостей царского Петербурга в роскошных комнатах сменили новые жители — видные деятели Октябрьской революции.

Матильде Кшесинской было 35 лет, когда она с подрастающим сыном въехала в свой дворец напротив Петропавловской крепости. Это был новый район Петербурга, где в 1906 г. она приобрела большой участок земли, скрыв его истинную стоимость.

Вместе с петербургским архитектором Алексадром фон Гогеном Кшесинская планировала расположение комнат и внешний вид здания. И сегодня можно любоваться нестандартными формами дворца — прямоугольными блоками разной величины с угловой башней, органично слившимися в единый ансамбль.

Имея богатый опыт исполнения разных ролей в европейских спектаклях, Матильда Кшесинская стремилась так же разнообразно устроить интерьер комнат. Здесь были и английские спальни, обставленные белой мебелью, и салон во французском королевском стиле с лепными украшениями и желтым шелком на стенах, и белый зал с торжественным, дворцовым оформлением. Во дворе был разбит сад паркового типа с фонтаном и искусственным рельефом.

В доме Кшесинской всегда находилось много гостей. В вестибюле их встречала мраморная лестница, ведущая в знаменитый белый зал. Отсюда можно было пройти в зимний сад, гостиные и столовую. Направо от лестницы находились кабинет хозяйки и бильярдная.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

Отдельный вход вёл во флигель для прислуги, буфет и уборные. Второй этаж занимала сама балерина с сыном, здесь были две ванные, две детских комнаты, спальня и комната экономки.

Самой шумной частью дома являлся цокольный этаж, где располагался винный погреб. Самые знатные гости и театральные друзья Кшесинской устраивали здесь вечеринки с распитием разнообразных вин, выбираемых по каталогу. Здесь же, в цоколе, находилась гардеробная для театральных костюмов.

Матильда Кшесинская очень гордилась своим детищем. Накануне революционных событий она с тяжелым сердцем вынуждена была покинуть его, захватив лишь небольшой саквояж с драгоценностями.

Занявшие дом солдаты почти полностью уничтожили роскошный интерьер. Кшесинская пыталась выселить незванных гостей с помощью суда. Но старое правосудие уже не работало «под грохот ружейной стрельбы», как выразился один из ответчиков.

Особняк начал отсчитывать годы новой истории: с его балкона выступали талантливые революционные ораторы, собиравшие на свои речи, словно на представления, жителей Петербурга. В.И. Ленин впервые огласил здесь «Апрельские тезисы». После революции до 1938 года дом занимали Институт общепита и Общество старых большевиков.

В 1938 году, благодаря революционной славе дома Кшесинской, здесь поместился музей С. Кирова, сменившийся музеем Октябрьской революции. В 1991 году он получил современное название, а в 2001 г. особняк был объявлен объектом культурного наследия России.

Дома и особняки великих людей в Санкт-Петербурге

В сегодняшнем облике здания имеется лишь одно искажение, допущенное при реставрации 50-х годов: дом Кшесинской был соединён с соседним особняком лесопромышленника Бранта, а из оригинального интерьера сохранился лишь паркет и плиточный пол зимнего сада.

Особняк Кшесинской на карте Санкт-Петербурга

Поделиться:
Добавить комментарий