Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный


Река Мойка, когда-то бывшая границей строящегося Петербурга, ныне разделяет Казанский и Адмиралтейский острова и протекает почти посередине города. Во второй половине XVIII века её русло было углублено и использовалось для грузового судоходства. Деревянные мосты были подъемными или разводными.

Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный

Поцелуев мост в Санкт-Петербурге

Со временем река обзавелась гранитными берегами, а мосты перестроены. Их проектированием занимался городской архитектор В. Гесте, используя новейшие технологии, разработанные в Англии. Одним из его творений стал знаменитый Поцелуев мост, соединяющий улицы Глинки с улицей Труда и набережной Крюкова канала.

История названия Поцелуева моста

Как большинство мостов через Мойку, Поцелуев мост раскрашивался в разные цвета и назывался Цветным. Но после открытия питейного заведения на углу ул. Глинки мост получил имя владельца трактира — купца Никифора Поцелуева. Истинное происхождение названия быстро забылось, уступив место романтическим фантазиям.

По аналогии с мостом Поцелуев или «Вздохов» в итальянской Венеции предполагали, что виновницей названия была расположенная рядом тюрьма. Осуждённые переходили мост, поцеловавшись на прощание с близкими. Тюремное здание (Литовский замок) действительно находилось неподалёку, но кроме Поцелуева моста нужно было пересечь еще и Крюков канал.

Реконструкции

В 1824 году произошло одно из самых катастрофичных наводнений в истории Санкт-Петербурга. Вода в Неве поднялась мгновенно в результате длительной непогоды, площади и улицы города были затоплены, напором воды смещены Поцелуев и Кашин мосты. После этого была проведена первая капитальная реконструкция.

Как и другие мосты Гесте, Поцелуев был оснащен фонарями на гранитных опорах и чугунной решеткой, повторяющей ограду набережной Мойки. Но с увеличением транспортного движения в 1908 году фонари снесли для прокладки трамвайных путей (трамваи ходили здесь до 2007 года). Тогда же чугунные конструкции были заменены стальной аркой, а ширина моста увеличена.

В 1952 году исторический облик моста был восстановлен: ему вернули фонари на гранитных обелисках. Позже навершия позолотили, но в 2011 году декор снова потребовал реставрации, был демонтирован и теперь находится в хранилищах Мостотреста СПб.

Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный

События

Романтическое название моста принесло старинной чугунной ограде большие проблемы. Традиция вешать на неё замки с именами влюблённых привела к порче красочного покрытия и невозможности чистки решетки.

В начале 2000-х годов рядом с мостом была установлена специальная конструкция для замков, а мешающие обслуживанию ограды предметы были срезаны работниками ЖКХ. Из-за случая суицида в 2009 г. поток новобрачных к романтическому мосту заметно снизился.

Поцелуев мост и достопримечательности Санкт-Петербурга

Вблизи Поцелуева моста располагается множество исторических строений. Подойдя со стороны ул. Глинки справа можно увидеть Консерваторию им. Римского-Корсакова, здание которой построено в 1779 году как театр на месте бывшей площади с пильными мельницами. Вдали виднеется купол Исаакиевского собора.

Красное здание прямо за мостом — бывшие Крюковские казармы. Здесь с середины XIX века размещались флотские экипажи. Ближайший пешеходный мост слева — Краснофлотский. Ранее, ради безопасности пешеходов на Поцелуевом, конки проезжали именно здесь.

Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный

Слева на набережной Мойки стоит тот самый дом купца Поцелуева, давшего имя мосту. Сейчас здесь размещается музей «Петербургский художник», а парадному подъезду недавно вернули исторический облик.

В 2018 г. архитектурный памятник праздновал юбилей — 280 лет. Вопреки известной песне Утёсова, неразводными являются не только Поцелуев, но и все мосты через Мойку. Так что любой из них может стать «счастливым».

Красный мост

Санкт-Петербург называют Северной Венецией из-за множества рек и каналов, разделяющих город на сорок два острова. Каждый из соединяющих их мостов имеет свою историю и архитектурный облик.

Старейшие мосты были перекинуты через реку Мойка, которая являлась первоначальной границей города. Всего их было пятнадцать, три из них — Зелёный, Синий и Красный — сейчас называют «цветными». Это были первые чугунные мосты, построенные по проекту русского архитектора, шотландца по происхождению, Вильяма Гесте.

Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный

Идею изготовления частей мостов из чугунных ящиков Гесте подсмотрел у англичан и использовал для реконструкции уже существующих переправ через Мойку. Один из цветных мостов, Красный, с 1814 года ставший чугунным, до сих пор сохраняет исторический облик.

История Красного моста в Санкт-Петербурге

До того, как попасть в руки Гесте, Красный мост насчитывал почти столетие. Впервые он отмечается на плане города в 1717 году как деревянный, а через двадцать лет полностью перестраивается голландским архитектором Германом ван Болесом.

Теперь у него в наведённом (сложенном) состоянии оставалась 70-сантиметровая щель для пропуска мачтовых судов. Для прохода по мосту щель закрывали деревянными щитами.

Всё это время мост еще не был Красным, в этот цвет его выкрасили только в 1778 г, когда он стал трёхпролётным (на двух опорах, стоящих в воде). До этого он был и назывался Белым. Цветными похожие друг на друга мосты через Мойку делали для облегчения ориентировки в городе, для чего императрица Анна Иоанновна издала соответствующий указ.

В таком состоянии Красный мост дожил до конструктивного решения Гесте. Чугун как прочный, устойчивый к деформации материал позволил использовать в качестве опор только устои (концы арки, лежащие на берегах). Конструктивные части выплавлялись на заводах Демидова.

Питерские мосты через реку Мойку – Поцелуев и Красный

Гесте предусмотрел и меры безопасности движения по мосту, снабдив его фонарями на высоких гранитных столбах и перилами, отделяющими проезжую часть от тротуара. Красный мост принял лёгкий, аккуратный вид, сохранившийся доныне.

В 50-х годах XX века мост перенёс капитальный ремонт, отжившие свой век чугунные блоки были заменены стальными конструкциями. Но главным принципом реставраторов было сохранение исторического облика и воссоздание ранее утраченных деталей. В 1998 году Красный мост вновь отремонтировали: переложили гранитные основания и починили погасшие фонари. Тогда же архитектурный памятник засиял насыщенным красным цветом.

Красный мост переводит через Мойку Гороховую улицу, названную по фамилии купца Гарраха, имевшего на ней лавку в середине XVIII века.

Поделиться:
Добавить комментарий