Город на Неве и его мосты – Дворцовый и Большеохтинский


Разводные мосты Санкт-Петербурга – одна из главных особенностей местной архитектуры. Северная столица, как подсчитали дотошные социологи, является лидером по количеству разводных мостов, хотя они есть и в других городах по всему миру.

Город на Неве и его мосты – Дворцовый и Большеохтинский

Величественно поднимающиеся крылья Дворцового моста — самый распространённый сюжет открыток и картин, посвященных достопримечательностям Санкт-Петербурга. Это сравнительно молодое сооружение над Большой Невой символизирует красоту, величие и драматическую судьбу северной столицы начала XX века. Любовь петербуржцев к своему родному городу — вот основа, на которой прочно водворяются памятники, пережившие смены эпох и идеалов.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

На Адмиралтейской набережной никогда не бывает безлюдно. С наступлением ночи Нева оживает многочисленными катерами, а пристань — зрителями. Крупнейшие в мире разводные конструкции весом без малого пять тысяч тонн, подсвеченные синим светом или переливающиеся разноцветными огнями, медленно раскрываются над фарватером. Между ними в золотой подсветке открывается шпиль Петропавловского собора.

Начало строительства Дворцового моста

Как и большинство петербургских мостов, Дворцовый начинался с лодочной переправы. Популярность этого направления была очевидна, ведь на Василеостровской стрелке раньше располагались важные торговые предприятия. По просьбам купеческой общественности в 1850-х годах здесь установили плашкоутный (на плавучих опорах) мост. Дворцовым его назвали из-за близости к Зимнему дворцу.

Город на Неве и его мосты – Дворцовый и Большеохтинский
Вид на Дворцовый мост и Неву

Плавучий мост прослужил достаточно: лишь к концу XIX века плашкоуты начали протекать и тонуть. Необходимо было начинать строительство постоянного моста. Но историческое время оказалось неблагоприятным для такого крупного дела. За переворотом 1905 года и катастрофическим наводнением последовала Первая Мировая война.

И всё же за это время удалось выбрать подходящий проект и начать строительство. Одним из главных условий было отечественное производство деталей и труд исключительно русских инженеров.

Открытие моста на Неве

В декабре 1916 года состоялось скромное открытие недостроенного моста. Несмотря на отсутствие обычной для столичных мостов роскоши, Дворцовый выдержал испытание движением тяжелых грузовиков и уже тогда обещал стать уникальным для крупных городов мира механизмом.

Но из-за войны и общего настроения в обществе открытие прошло без привычных торжеств. Архитектурная отделка была отложена на неопределённое время, словно строители чувствовали, что художественный вкус горожан скоро кардинально изменится.

С войны до дней сегодняшних

После революции мосту присвоили имя «Республиканский», с которым он просуществовал до 1952 года, когда в числе многих переименований улиц и площадей ему вернули историческое название.

В 30-е годы началась художественная отделка: это было первое оформление моста в революционном стиле. Планировалось установить несколько скульптурных композиций, посвященных рабочему классу, крестьянству, армии и флоту. Но практически успели сделать только чугунные перила со знаменами и фонари.

Разведенный Дворцовый мост и Кунсткамера позади него

Во время войны мост сильно пострадал от авиабомбы. До конца XX века было произведено несколько капитальных ремонтов. Самым заметным для жителей города стал ремонт 1997 года, когда была установлена ночная подсветка пролётов.

По этому поводу был устроен большой праздник. А самым конструктивным следует назвать последний ремонт, 2012-13 годов, когда электромеханические двигатели разводки моста, установленные в 70-х, были заменены на гидравлические.

Желая сохранить техническое чудо — старинный разводной механизм, инженеры создали уменьшенный его макет и такую же уменьшенную копию Дворцового моста, которую можно разводить и сводить. Экспонат передан в Музей железнодорожного транспорта.

Большеохтинский мост

Одним из лучших ночных развлечений гости города признают наблюдение за разводом мостов. Особенно способствуют этому белые ночи, когда чудесное зрелище можно заснять на видео. За впечатлениями направляются на Синопскую набережную Невы, расположенную недалеко от главного железнодорожного вокзала. Улица Тульская приводит к ажурному мосту, который называют Большеохтинским или мостом Петра Великого.

Строительство Большеохтинского моста

Трудно представить, как более века назад, не имея современных технологий, почти вручную рабочие и инженеры со всей страны собирали эту величественную металлоконструкцию. Сколько потребовалось знаний, усилий, расчётов чтобы соединить берега Невы мостом, который сможет проработать без капитального ремонта более шестидесяти лет.

Город на Неве и его мосты – Дворцовый и Большеохтинский
Развод Большеохтинского моста

Большеохтинский мост должен был появиться еще в начале XIX века, когда император Николай I прочертил в этом месте будущую трассу. Жителям разросшейся Охтинской слободы (нынешний Красногвардейский район) требовалась надёжная связь с городом.

Но началу строительства помешали большие военные расходы и разногласия местных промышленников по поводу места переправы. В итоге было открыто лишь пароходное сообщение.

Только по окончании неспокойного XIX века наконец был объявлен конкурс на проект будущего моста. Счастливым для привыкшего ко всему немецкому Петербурга событием стала победа русских инженеров Кривошеина Г.Г. и Алышкова В.П., назвавших свой проект «Свобода судоходству».

Их оригинальная мысль состояла в том, чтобы сделать разводную часть моста над основным фарватером. Ранее разводные части устраивались у берегов, для чего судам приходилось двигаться по сложным траекториям.

Предлагалось также проезжую часть устроить по нижнему поясу моста, что удобно при большой длине пролётов. Устройство срединной разводки потребовало больше затрат, но выгода для судоходства была неоспоримой.

Город на Неве и его мосты – Дворцовый и Большеохтинский
Въезд на Большеохтинский мост со стороны Малой Охты

Мост был заложен 26 июня 1909 года, в день 200-летия Полтавской битвы, отчего получил официальное название в честь Петра Великого.

Открытие и дальнейшая судьба моста

Стройка шла долго и создавала неудобства для горожан: вскоре о ней стали ходить анекдоты как о каком-то нескончаемом деле. Наконец, в 1911 году мост был торжественно открыт в присутствии инженеров, властей и духовенства. Был отслужен молебен и нескончаемый людской поток хлынул на долгожданную переправу.

Большеохтинский мост стал шедевром городской архитектуры. Два длинных пролёта, состоящие из красиво переплетающихся металлических балок, соединялись посередине реки разводной частью.

Механизм находился внутри одной из двух башен-маяков, устроенных в виде средневекового замка. На башнях закрепили металлические доски с именами строителей, а над въездом на мост красовалась надпись: «Мост Петра Великого».

Существует такое поверие, что среди множества металлических заклёпок Большеохтинского моста есть одна золотая. Она закрашена в единый цвет со всеми остальными.

В 1997 году мост капитально реконструировали, что не изменило, но улучшило его внешний вид. В 2000 году была сделана декоративная подсветка, о которой столетие назад горожане не могли и мечтать. Став памятником архитектуры Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост продолжает соединять берега Невы и исторические эпохи.

Поделиться:
Добавить комментарий