Исторические мосты Питера


Уникальные пейзажи Петербурга создаёт дельта Невы, пересекая город многочисленными протоками. Стараниями поколений архитекторов каждый из них оформлялся и вписывался в окружающую архитектуру. Ведь несмотря на смену времён и мод в любом ракурсе столичный город должен выглядеть гармонично и величественно.

Исторические мосты Питера

Семимостье в Санкт-Петербурге

Что такое Семимостье

Одна из сложных, но успешно решенных архитектурных задач — Семимостье. Ни один фотограф не останется равнодушным к такому удачному сочетанию гранита, воды и городского уюта.

Созданию этого прекрасного пейзажа послужил искусственный Крюков канал, прорытый в середине XVIII века поперёк течения основных рек — Мойки, Кривуши (Грибоедовского канала) и Фонтанки. На пересечении Крюкова и Грибоедовского канала создаётся интересная перспектива, позволяющая увидеть сразу семь мостов, дополненных красотой храмов и бесконечной глади воды.

Точкой обзора Семимостья служит Пикалов мост на канале Грибоедова, носящий фамилию одного из своих строителей. Эта типовая для конца XVIII века переправа сохранила свой исторический облик с момента постройки. Пикалов мост отличают фонари «Вашингтон».

Название относится к особой форме опор для светильников, которые производились в Советском Союзе после Второй Мировой войны. Остановившись на середине тротуарной части Пикалова моста, можно начинать обзор панорамы Семимостья.

Какие мосты образовывают Семимостье

В конце XVIII века через одетый в гранит Крюков канал было переброшено семейство похожих друг на друга «Крюковых» мостов. До нынешнего времени они дошли стальными, на двух закруглённых, облицованных гранитом опорах. Исключением является Кашин мост, представляющий собой арку.

Все крюковские мосты были сначала разводными, а к середине XIX века стали постоянными. Мосты расположены не далее чем на 300 метров друг от друга на прямом русле канала.

От точки обзора на Пикаловом мосту видны четыре из них: Старо-Никольский мост — ближайший к точке обзора Семимостья. Широкий, с трамвайными путями, он переводит улицу Садовую через Крюков канал.

Исторические мосты Питера

Впервые возник в 1720-х годах как деревянный, в конце XIX века по нему уже ходил трамвай. «Старым» он стал после того, как построенный в 1841 году мост через канал Грибоедова стали называть Новым Никольским.

Смежный мост просматривается дальше Старо-Никольского, у места соединения Крюкова канала с Фонтанкой. По его полотну проходит набережная. Хотя любой мост является по сути соединительным, из-за оригинального положения (мост-набережная) Смежным назвали только его.

На север от точки обзора, за колокольней Никольского собора виден Кашин мост, раньше также названный Никольским по имени храма. Позже получил фамилию владелицы питейного дома, располагавшегося неподалёку. Мария Кашина, умело управлявшая предприятиями своего мужа, стала прообразом Вассы Железновой в романе М. Горького.

За Кашиным следует его близнец — Торговый мост, носящий старое название улицы Союза Печатников.

Исторические мосты Питера

На восток от Пикалова моста, вверх по течению канала Грибоедова расположен самый молодой, пешеходный Красногвардейский мост. Он был задуман в 1820 году, но построен более чем через сто лет, в советское время. По нему предполагалось провести теплотрассу. Тем не менее мост был оформлен в городском стиле решётками и фонарями, а также получил имя в честь Красной Гвардии Петрограда, хотя на момент строительства её уже не существовало.

Далее виден Ново-Никольский мост. Он стоит на месте своего неудачного предшественника — чугунного моста, рухнувшего в воду еще до начала эксплуатации. На двоих им исполнилось 180 лет. Современный мост выглядит скромно, оттеняя великолепие Свято-Никольского собора, в честь которого и был назван. Переводит через канал Грибоедова Никольский переулок.

Могилёвский автомобильный мост переброшен через изгиб канала Грибоедова от церкви Священномученика Исидора к скверу Харитонова. Впервые возник в 1905 г для пешеходов, а через несколько лет стал транспортным. Название происходит от улицы Могилёвской, впоследствии ставшей проспектом Лермонтова.

Исторические мосты Питера

Иоанновский мост

На живописных травянистых берегах Кронверкского пролива покоится самая старая переправа Санкт-Петербурга — Иоанновский мост. В 1703 году он соединил Заячий остров, на котором располагалась Петропавловская крепость, с мирными поселениями на соседнем, «городском».

История Иоанновского моста

Мир тогда еще был ненадёжен и по правилам военного строительства мост прикрывался предмостными укреплениями. Так и на городской стороне возникла небольшая крепость, а сам мост легко было уничтожить при наступлении врага.

Сама переправа была наплавной, то есть не имела опор, а покоилась на плавающих плотах или барках. Ко времени замерзания реки конструкция убиралась. Через три года был сооружен настоящий мост на деревянных опорах, с поднимающимся средним пролётом. Теперь у него было название — Петровский, от имени крепостных ворот, выходящих к городской стороне.

Исторические мосты Питера

Со временем Петропавловская крепость обзавелась каменными равелинами — дополнительными укреплениями снаружи. Равелин, прикрывавший Петровские ворота, назвали в честь брата Петра I Иоанна. Между Петровскими воротами и Иоанновским равелином был проложен ров и перекинут небольшой мост, тоже Иоанновский. Более чем через столетие он даст своё имя обновлённому Петровскому мосту.

К концу своего первого столетия Петровский мост обзавелся каменными аркадами (арочные опоры у берегов) с гранитными перилами. Сначала арки были сквозными и мост имел лёгкий, живописный вид. Но со временем их пришлось заложить из-за наносов грунта. Середина всё еще была деревянной с подъемной средней частью.

В конце XIX века мост переименовали в Иоанновский, снабдив перилами и фонарями. Лишь в 50-х годах XX века деревянные конструкции были заменены на металлические. Традиционно деревянными оставили настил пешеходной и проезжей части и ряд русловых (стоящих в воде) опор. Для моста изготовили чугунные ограды в старинном стиле и в очередной раз заменили фонари.

Иоанновский мост Санкт-Петербурга в наши дни

Сейчас Иоанновский мост стал полностью пешеходным. Его убранство, обновлённое в 2003 году, к трёхсотлетию Петербурга, проникнуто военной тематикой. Недоумение вызывают шлемы с пикой, украшающие фонари. Они напоминают немецкие головные уборы времен Кайзера.

На самом деле Пруссия здесь не при чём: такая модель была разработана Николаем I для русской армии, но вскоре отвергнута из-за неудобства на поле боя. А на фонарях Иоанновского моста, дополненные золочеными стрелами, шлемы выглядят очень органично.

Сочетание старых каменных устоев с деревянными частями сохраняет Иоанновскому мосту вид одной из древних городских переправ. Во времена строительства города здесь были часты наводнения. Зайцы, водившиеся на островах в больших количествах, облюбовали удобные опоры, на которых можно было спастись от потока.

Существует легенда, что однажды обезумевший от страха заяц прыгнул в руки самому Петру Великому. Разгневанный плохой работой царь, увидев на себе испуганное животное, растрогался и простил нерадивых строителей. А длинноухий счастливец был отправлен во дворец в качестве забавы для царицы.

В память этого события на одной из торчащих из воды свай-ледорезов была установлена фигурка зайца, изготовленная местным скульптором Владимиром Петровичевым. Животное назвали Арсением, так как это имя отдалённо напоминает древнее финское название Заячьего острова — Енисари. Подобно Чижику-Пыжику на Фонтанке Арсений стал символом Иоанновского моста. Его постоянно окружает россыпь монет, кидаемых «на счастье» туристами.

Банковский мост в Санкт-Петербурге

В конце XVIII века Петербург активно расширялся и вскоре потребовалось облагородить болотистую речку Кривушу, где также появлялись жилые районы. Так Кривуша превратилась в красивый канал Грибоедова, обрамлённый одноимённой набережной со значимыми городскими зданиями. Одним из них стал Ассигнационный банк.

Исторические мосты Питера

История Банковского моста и его названия

Именно здесь в 1826 году открыли пешеходный мост, по которому каждое утро банкиры направлялись в свои конторы, куда позже подтягивались и клиенты. Идея накопления и сохранения материальных богатств крепко связалась с историей и оформлением Банковского моста.

В начале XIX века в городской архитектуре царила мода на подвесные пешеходные мосты. Проект мостов через Грибоедовский канал совместно разработали немецкий и русский инженеры, долгое время работавшие в Петербурге. Деревянное полотно моста, слегка изогнутое кверху, подвешивалось к четырём массивным цепям.

Поддерживающие их конструкции на берегах были замаскированы в скульптурах крылатых львов. Вид бронзовых стражей моста, словно держащих цепи в зубах, был очень величественным. Над головами львов крепились матовые фонари. На мосту установили чугунные перила с незатейливым растительным орнаментом.

Крылатые животные, созданные русскими скульпторами, ассоциировались у горожан с грифонами. Эти существа в индийской мифологии служили хранителями сокровищ и как нельзя лучше подходили для Банковского моста.

Образ крылатых львов использовался и раньше, но в меньших размерах: ими оформляли мебель. Выставить крупные изображения мебельной фурнитуры на набережной было смелым, но удачным решением.

Мост удачно эксплуатировался в течение века, но постепенно терял исторический облик. В послевоенное время скульптуры вошли без фонарей и повреждённые коррозией, деревянное полотно износилось, а перильная решётка бесследно исчезла.

Реставрация

Начиная с момента снятия блокады, ленинградцы трудились над восстановлением памятников, в 1949 году очередь дошла и до Банковского моста. Реставрация его различных элементов длилась почти двадцать лет.

Но самой значительной стала последняя реставрация 2017 года, широко освещаемая петербургской прессой. Любимые горожанами крылатые львы были впервые за два века существования моста сняты и увезены в мастерскую. Процесс был сложным: сначала внутренность скульптур обследовали с помощью микрокамеры, а затем разобрали на части.

Внутри львов обнаружили множество монет и записок, помещенных в образовавшиеся от коррозии отверстия туристами и студентами близлежащих ВУЗов. Люди просили у мифических животных счастья, богатства, хороших оценок. Некоторые записки были сохранены для музея.

Львов покрасили в бронзовый цвет, а крылья снова покрыли сусальным золотом. Старое покрытие оказалось испорчено попытками соскоблить золото и сдать в ломбард. С лёгкой руки реставраторов возникла новая примета: порча золота на крыльях приведёт вандала к растратам и обнищанию.

Вместе со скульптурами продолжаются ремонтные работы на самом мосту, уже ставшем памятником архитектуры. Горожане ожидали возвращение скульптур к Чемпионату мира по футболу 2018 года, но затянувшаяся реставрация моста продлила эти ожидания на неопределённый срок.

Поделиться:
Добавить комментарий