Лучшие курорты

для отдыха

Часовни, храмы и церкви Санкт-Петербурга

Крупные исторические православные храмы, церкви, соборы и часовни Санкт-Петербурга, которые стоит посетить туристам, их описание, где находятся на карте

Многочисленные храмы, церкви и соборы Санкт-Петербурга являются неотъемлемой частью истории города. Наряду с величественными замками и дворцами, они украшают собой улицы, проспекты и набережные Северной столицы.

Смольный собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге

В центральном районе Петербурга, на излучине Невы расположен Смольный монастырь. Его нежно-голубые здания, похожие на дворцы, выглядят необычно для русского церковного зодчества, но характерно для северной столицы. Надолго приковывают внимание белые колонны, пилястры, лепнина и золочёные купола, горящие высоко над землёй. Центром и жемчужиной монастыря является Смольный собор или храм Воскресения Христова.

Недавно Смольный собор входил в музейный комплекс «Исаакиевский собор», сейчас в нём возобновлены ежедневные богослужения. Любой желающий может насладиться внутренним убранством старинного храма на фоне церковной службы — изначального предназначения храма.

Возведение собора

Собор Воскресения Христова строился около века и стал памятником своему создателю — великому Бартоломео Растрелли. Заказ на строительство монастыря и собора поступил от дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны.

В те времена на подобные проекты не жалели средств, и придворный архитектор с радостью начертил будущий храм в стиле католического барокко, что означает «причудливый». Елизавета Петровна настояла лишь на строительстве пяти куполов, так как Растрелли спроектировал один, как было принято в католических соборах Италии.

Приказ императрицы не расстроил художника: четыре колокольни с куполами окружили основную главу храма как символ четырёх Евангелистов-благовестителей, окружающих Христа.

Главным делом архитектора было выполнение макета будущей постройки. Сейчас аккуратную работу Растрелли можно увидеть в Академии художеств.

Фундамент подготавливался в течение года и в 1751 году начали возводить стены. При жизни Елизавета Петровна смогла увидеть готовый собор без внутренней отделки. После её смерти и отъезда Растрелли на родину работы над храмом прекратились. Лишь через 70 лет император Николай I завершил строительство Смольного.

Интересные факты о соборе Воскресения Христова

С самого основания до закрытия в 1931 году Смольный собор окормлял воспитанников всех учебных заведений Петербурга и в первую очередь — благородных девиц из Смольного института. В советское время храм служил складом и бомбоубежищем, а с 1970 года перешёл в музейное ведомство.

Лучшие годы до возобновления церковной жизни Смольный использовался как концертный зал. Особенности внутреннего устройства помещения создавали уникальную акустику, которая зависела от времени года, погоды и других факторов. Каждый раз музыка в храме звучала новыми красками. У Собора был собственный камерный хор, а для его зала был спроектирован уникальный орган.

В 2001 году, когда Смольному исполнилось столетие, горожане стали свидетелями невероятной бури и грозы, в результате которой был сорван центральный крест собора. Тяжелое сооружение высотой 6 метров поднялось в воздух и упало на кровлю, повредив покрытие. Это стало сигналом к началу срочного ремонта и обследования здания. Сейчас собор венчает новый золотой крест, установленный с помощью вертолётов.

Петербуржцы любят бывать на смотровых площадках, устроенных на колокольнях. Отсюда можно не только увидеть историческую часть города, но и проникнуться мощью сооружений, представить невероятные труды, понесённые строителями XVIII века.

Экскурсии по собору и подъем на колокольни сейчас возможны по субботам и воскресеньям, за небольшое пожертвование. До сих пор ведётся реставрация внутреннего и внешнего убранства.

При храме постоянно находятся учащиеся различных заведений города, особые торжества организуются в день св. мученицы Татьяны. Смольный собор имеет и свою школу для девочек, где «смолянки» получают уроки и развлечения в стиле ушедших эпох.

Чесменская церковь, Храм Рождества св. Иоанна Предтечи

Один из дней воинской славы России посвящен Чесменскому сражению 1779 года. Это была великая победа: первый раз русские корабли не только вышли далеко за пределы родных вод, но и разбили турецкий флот у него дома, в бухте Чесма.

Вдохновительница этого мероприятия Екатерина II, получив счастливую весть, повелела увековечить победу российских моряков в величественной архитектуре. Был возведён целый ряд памятных сооружений, главное из которых — Чесменская церковь, над которой трудился итальянский архитектор Фельтен.

Храм посвятили Рождеству Иоанна Предтечи — дню, когда турецкому флоту было нанесено окончательное поражение. На закладку Екатерина пригласила шведского короля, а на освящение — римского императора, чтобы те впечатлились силой русского оружия.

Внешний вид храма во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна

Сейчас Чесменская церковь расположена в Московском районе Санкт-Петербурга, рядом с одноименным воинским кладбищем. Но к началу строительства здесь был густой болотистый лес, где проходил Царскосельский тракт. Среди старых деревьев завораживающе смотрелось устремившееся ввысь здание в псевдоготическом стиле, который так нравился Императрице.

Церковь напоминала рыцарский замок, строгая архитектура которого смягчалась многочисленными лепными украшениями и полукруглыми выступами в виде равностороннего креста. Крестообразный план намекал на православную Византию, которую Екатерина мечтала вырвать из рук турок.

Часто повторяющиеся вертикальные линии уводят взгляд наверх, где привычные русскому глазу луковичные купола заменили византийские полусферы и готические башенки. Круглое окно над входом и изящные решётки — еще одна дань европейской моде. Над входом расположились две скульптуры, символизирующие христианские добродетели Веру и Надежду.

Вера держит крест — символ Христа и чашу — знак вечной жизни. В руке Надежды — неугасающее пламя. Обе аллегории заимствованы из католического искусства. Между белоснежными девушками сияет Всевидящее Око Господа в окружении ангелов, более напоминающих языческих купидонов.

Внутри Фельтен соорудил белый иконостас с иконами Иоанна Предтечи и Распятия в западном стиле (нынешний иконостас воссоздан по старым фотографиям после передачи здания Церкви). Одну из стен храма украшала картина «Чесменское сражение». Справа от алтаря было устроено царское место под балдахином для Екатерины, посещавшей храм ежегодно на Масленицу.

Впечатлившись новой модой в церковной архитектуре, некоторые сановники захотели иметь в своих усадьбах такие же храмы. Вскоре церкви-близнецы появились в Тверской и Псковской губерниях. Первая из них удачно пережила лихолетье и была восстановлена, а вторая погибла в 20-е годы XX века.

В качестве окормителей Чесменской церкви Императрица назначила Капитул (общество) Ордена Святого Георгия. Обилие католических символов не мешало чесменской церкви оставаться православной. Так она простояла около 140 лет до закрытия и расхищения в 1919 году.

Несмотря на настоятельные просьбы некоторых пролетарских организаций у ленинградских властей не поднялась рука на разрушение прекрасного здания. С церкви сняли кресты и решили оставить здание как памятник архитектуры.

Но памятнику еще предстояло пережить несколько владельцев, использовавших его под склады. Затем последовали пожар и запустение. Только в 1965 году в храм, уже повреждённый растительностью, вошли реставраторы.

Богослужения здесь были возобновлены в 1991 году. До передачи чесменского храма Церкви в нём располагался Военно-морской музей. Здесь можно было увидеть реальные вещи с кораблей, участвовавших в чесменской битве, их модели и величественную живописную панораму морского боя. К сожалению, потеряв помещение, музей «Чесменская победа» был расформирован.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

«Спас на крови» или церковь Воскресения Христова — это храм-памятник, построенный у Михайловского сада в Санкт-Петербурге, где в 1881 г был смертельно ранен император Александр II. Церковь возведена вплотную к каналу Грибоедова (в прошлом Екатерининский) и включает в себя часть набережной, обагрённой кровью царя.

Является памятником русского зодчества и частью музея «Исаакиевский собор». Роскошный внешний облик и богатое внутреннее убранство надолго запоминаются посетителям.

По воскресеньям и великим праздникам проводятся богослужения, в остальное время храм-музей можно посетить с бесплатной экскурсией.

История и архитектура собора Воскресения Святого Спас на Крови

Убийство царя, начавшего необходимые для России реформы, вызвало справедливое возмущение и смятение в народе. Вместо ожидаемой революции террористы увидели стекающийся к Михайловскому саду народ, горящие свечи и молитвы.

Желая увековечить память царя-освободителя и призвать к покаянию сторонников убийц, вступивший на престол Александр III принял решение построить на этом месте церковь. Этот указ был ответом на предложение Городской Думы о строительстве часовни, что показалось царю недостаточным.

Пока велись обсуждения проекта, для молящихся построили временную деревянную часовню. Она была освящена по прошествии сорока дней после гибели Александра II, на день его рождения. Тем временем были проведены несколько конкурсов на лучший проект.

Новый Император долго не мог выбрать достойную работу. Он хотел, чтобы храм был выполнен в русском стиле, а место ранения находилось под его сенью. Кроме того, храм должен был олицетворять величие Российского самодержавия.

Только через шесть лет был утверждён окончательный вариант. Он был предложен настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом архимандритом Игнатием и значительно исправлен архитектором А. А. Парландом. В ходе освящения места строительства под будущий престол заложили специально отчеканенную медаль.

Строительство, длившееся 24 года, велось с применением новейших технологий и уникальных рецептур. Около полутора миллионов рублей было собрано от частных лиц. Еще три миллиона выделяла казна. Кирпич доставляли из Германии, мрамор — из Прибалтики, цветные изразцы и черепицу изготавливали в Петербурге.

Здание церкви состояло из четырёхгранной основной части с пятью куполами, трёх полукруглых апсид с главками и колокольни, под которой и располагалась обагрённая кровью царя мостовая. Всего над храмом возвышаются девять глав — символ девяти чинов Ангелов. Часть колокольни вдвинута в водное пространство канала.

Внешняя и внутренняя отделка поражают роскошью: золотая сень с уральскими самоцветами над местом гибели царя, мозаичные иконы и фрески, неповторяющиеся орнаменты росписи, каменный пол из разноцветного итальянского мрамора.

Тем не менее, в 1922 г шедевр храмовой архитектуры был объявлен «не представляющим художественной ценности» и приговорён к снесению. К счастью, рука разрушителей не поднялась на «Спаса».

До самого закрытия в 1934 г храм занимало радикально настроенное духовенство. Сначала это были просоветские обновленцы, затем — антисоветские раскольники-«иосифляне». Результатом их деятельности стало закрытие храма и расстрелы ленинградских священников.

Угроза разрушения вновь нависла над церковью, но начало Великой Отечественной войны отодвинуло эти планы. Во время блокады Спас-на-крови служил моргом и сильно страдал от обстрелов.

Реставрации не проводились и храм медленно разрушался. В 50-е годы его вновь постановили снести из-за строительства автодороги, но аренда под склад декораций Малого театра спасла памятник еще на несколько лет. В 1968 году Госинспекция по охране памятников, наконец, признала шедевр, созданный целым поколением русских людей.

Это интересно

Пять куполов храма покрыты ювелирной цветной эмалью, которая, несмотря на внешнее сходство с куполами Василия Блаженного, имеет уникальный для русского храмостроительства состав

Золотые царские врата с эмалевыми рисунками пропали в советское время. На их восстановление по современным технологиям ушло восемь лет

Высота главного купола над землёй составляет 81 м — год гибели Александра II, а купол над колокольней возвышается на 63 м — полное число лет Императора

Петербуржцы уверяют, что иногда перед храмом появляется призрак Софьи Перовской — женщины, давшей сигнал террористам бросать бомбы в карету царя.

Спас на крови — почему так называется

Спас — древнеславянский вариант слова «Спаситель», относящегося к Христу. Храмами «на крови» называют церкви или часовни, сооружённые на месте насильственной смерти особо почитаемых лиц — святых или представителей царской династии.

Обычно они посвящаются святому покровителю погибшего. По примеру храмов-памятников сооружаются часовни на могилах, чтобы иметь удобное место для совершения молитвы и панихид.

Часовня Ксении Блаженной (Петербургской) на Смоленском кладбище

Красивая часовня бирюзового цвета в псевдорусском («народном») стиле расположена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Это одна из знаменитых святынь города, место, непрерывно почитаемое петербуржцами на протяжении более двухсот лет. Под спудом часовни находится могила святой блаженной Ксении Петербургской, умершей в самом начале XIX века.

Любой посетитель часовни расскажет о подвигах блаженной Ксении, которые при жизни и после смерти снискали ей славу заступницы простых горожан. Русская Православная Церковь канонизировала святую только в 1988 году, предварительно изучив все случаи чудес, связанные с её именем. Пострадавшая в безбожные времена часовня была возвращена церкви незадолго до этого, в 1983 г.

Необходимость строительства часовни на могиле блаженной стала очевидна после неоднократного уничтожения паломниками надгробий: их разбирали по кусочкам как святыню. Наконец возле могилы была установлена кружка для пожертвований, и быстро собранная сумма позволила соорудить небольшую каменную часовню со стеклянной галереей.

Строительство часовни

В 1902 году началось строительство нового здания, сохранившегося до сих пор. Оно состояло из главной части с притвором и пристройкой справа от входа. Большой купол венчал центральную часть и малый — притвор. Стены заштукатурили и выкрасили в бирюзовый цвет. Изящество часовне придавали элементы декора в виде крестов, наличников и «кокошников».

На время строительства возвели временную, деревянную часовню, так как поток верующих не прекращался. Позже над могилой, находившейся внутри, поставили мраморное надгробие, в алтарной части соорудили иконостас. Ежедневно священники Смоленской церкви служили здесь панихиды по самой Ксении и всем, нашедшим упокоение на кладбище.

После революции Василеостровский Совет рабочих депутатов цинично предложил духовенству Смоленской церкви платить аренду за землю, на которой располагалась часовня. Из-за большого количества почитателей блаженной Ксении разрушить святыню тогда не удалось. Только в 1940 году, когда была закрыта Смоленская церковь, её двери были наконец заколочены.

После войны вместе с храмом открыли и часовню. Тогда же здание было отреставрировано. В 1960 году его снова закрыли, обнеся высоким забором. Могила святой была замурована и превращена в пьедестал для скульптур, которые стали изготавливать здесь для нужд коммунистической агитации.

Тогда же среди верующих появилась традиция писать записки с просьбами к святой и бросать их через забор. Земля вокруг закрытой святыни покрывалась ими, как снегом.

Реставрация

Лишь в 1984 году часовня была возвращена общине Смоленской церкви. Главки на куполах отсутствовали, штукатурка осыпалась, сильно пострадали элементы декора. Началась разборка ограждения и сбор средств на реставрацию, в котором участвовали прихожане и паломники.

День празднования Тысячелетия Крещения Руси стал знаменательным: у дверей часовни будущий Патриарх Алексий II огласил решение Собора о причислении Ксении Петербургской к лику святых.

В 2002-2003 годах петербургская архитектурная мастерская Эйдос взялась за реставрацию здания по старым фотографиям. Был отремонтирован и увенчан главкой центральный купол, воссозданы мозаичные изображения иконостаса, установлена новая мраморная гробница.

По свидетельству Патриарха Алексия II, беседовавшего в 1987 г с уполномоченным по делам религий, старое надгробие находилось в подвалах Исаакиевского собора, бывшего тогда Музеем атеизма. Вернуть надгробие в часовню власти отказались.

Другое сокровище хранится сейчас в Эрмитаже. Это единственный прижизненный портрет святой Ксении, который был вынесен из часовни в годы безбожия и доставлен в музей коллекционером Федором Морозовым. Портрет обнаружен в запасниках Эрмитажа недавно и отдан на реставрацию.
 

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ


Что посмотреть в Сочи, достопримечательности, куда сходить

Достопримечательности Калининграда, что посмотреть туристам

Памятники Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, где находятся

Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова СПб

Отдых в Карелии, куда поехать, что посмотреть, курорты, пляжи, гостиницы

Отдых в России, куда поехать зимой и в начале весны, лучшие места

Набережные Челны, достопримечательности, интересные места

Масштабы географии Байкала, реки, бухты и заливы

Животный и подводный мир Байкала

Заповедники и парки Байкала, описание, особенности, что посмотреть

Туризм на Байкале, виды активного отдыха

Достопримечательности Кронштадта, где находится, на карте

Дома и особняки известных людей в Санкт-Петербурге

Достопримечательности Петергофа, как добраться, на карте

Интересные и мистические дома и места Санкт-Петербурга

Где лучше отдохнуть в Сочи?

Старинные неразводные мосты Санкт-Петербурга, описание

Наверх